Хороший пас - основа успеха в нападении, поэтому одним из самых важных приемов, которые
надо постоянно шлифовать и доводить до автоматизма, является ловля и передача мяча. К
сожалению, при индивидуальной подготовке, на которую я отвожу до 20 мин из ежедневных
тренировок, большинство игроков гораздо охотнее бросают по кольцу, чем отрабатывают
другие технические элементы.
Сейчас очень ценятся игроки, умеющие передавать мяч центровому и вообще хорошо пасовать.
Их становится все меньше. Многие из игроков, которых я тренировал, с большей охотой и
легкостью сами бросали по кольцу, чем передавали мяч Ткаченко и Белостенному. Дело здесь
в том, что навыки сильной, точной и вместе с тем мягкой и удобной для обработки передачи
у многих защитников просто отсутствуют.
Сабонис лучше многих разыгрывающих передавал мяч в центр, владел целым арсеналом
разнообразных передач. Ему сверху было легче это сделать, к тому же он никогда не
смотрел в сторону передачи, что уменьшало количество потерь мяча. Его передачи всегда
были эффектны и эффективны, красивы, быстры, неожиданны для защитников. Он владел пасом
из-за спины, от пола, из-за головы, длинным пасом через все поле, толевым пасом на
короткое расстояние. С тех пор как игроки стали благодарить партнера за хороший толевой
пас, его роль в глазах публики наконец повысилась.
Тренируя передачи, следует уделять внимание отвлекающим действиям, финтам, научиться
видеть все поле и партнеров широким периферическим зрением. До ловли мяча следует
решить, что делать с мячом дальше, и стремиться предугадать развитие событий,
передвижения и действия партнеров, а главное - быть готовым к выполнению передачи в
отрыв или открывающемуся на свободное место игроку.
Передачи в прыжке, на мой взгляд, должны использоваться в редких случаях, когда соперник
или два защитника ставят пасующего в безвыходное положение и без прыжка передать мяч не
удается.
Хлесткие передачи кистью в любом направлении без замаха через защитника или рядом с ним
необходимо делать быстро и смело. Все это требует ежедневной кропотливой тренировки. Не
следует забывать, что, тренируя пас, вы всегда тренируете и ловлю мяча - эти элементы
взаимосвязаны и должны быть доведены до автоматизма.
Несколько советов игроку, ловящему мяч
1. Всегда следует делать хотя бы маленький шаг навстречу мячу и ни в коем случае не
выпускать защитника на перехват, преграждая ему путь широкой стойкой: согнутые в локтях
руки подняты до уровня плеч, кисти расслаблены, ноги широко расставлены, спина или
дальняя от мяча рука касается защитника.
2. Не поймав мяч, не почувствовав его в руках, не предпринимайте дальнейших действий, но
обдумайте их заранее.
3. Если защитник стремится выйти впереди вас на перехват, не уступайте ему позиции -
пусть он лучше собьет вас с ног, но не перехватит мяч. Постоянно будьте готовы к приему
мяча, но постарайтесь скрыть этот момент от опекуна.
4. Необходимо всегда допускать, что мяч не попадет в кольцо, и быть готовым к подбору
отскочившего мяча.
5. Поймав в прыжке мяч, отскочивший от щита, нужно резко притянуть его к груди,
расставив локти широко в стороны, и еще до приземления решить, кому сделать первый пас.
Приземляться следует на обе ноги - ступни расставлены чуть шире плеч, колени слегка
согнуты.
Ловля и передача мяча двумя руками от груди - обязательный прием для всех игроков, в том
числе и центровых, но у центровых есть своя специфика в его выполнении.
Упражнения для тренировки ловли и передачи мяча
1. Ловля отскочившего от щита мяча в прыжке на вытянутые вверх руки. Центровой стоит
спиной к тренеру, лицом к щиту в трехметровой зоне. Тренер бросает мяч в щит. Центровой
ловит отскочивший мяч-в прыжке и возвращает его тренеру заранее заданным способом.
2. Ловля и передача двух отскочивших мячей. Центровой стоит лицом к щиту или стене, два
тренера или игрока попеременно сильно бросают в щит или стену два мяча. Центровой ловит
отскочившие мячи и передает их либо длинным пасом через все поле игроку, уходящему в
отрыв, либо коротким резким пасом игроку, меняющему свою позицию.
3. Передачи у стены или щита. Выполняются одним или двумя мячами вытянутыми вверх
руками, задано или время (от 35 до 50 с), или количество передач.
4. Передачи у стены. Выполняются тремя мячами вытянутыми вверх руками в течение 30-40 с.
Упражнение проводится как соревнование: побеждает тот, кто за этот отрезок времени
выполнит большее количество передач.
5. Передачи в щит двумя мячами в прыжке. Передачи выполняются вытянутыми вверх руками -
попеременно то правой, то левой. Игрок становится на расстояние от 1 до 1,5 м от щита.
6. Тренировка длинной передачи в отрыв у стены. Передачи выполняются попеременно правой
и левой рукой с расстояния 6-8 м с такой силой, чтобы мяч мог перелететь вся площадку.
Упражнение выполняется 30-40 с.
7. Передачи у стены двумя, тремя или четырьмя мячами с ударом о пол. Задано или время,
или количество передач.
8. Передачи из-за спины левой и правой рукой. Упражнение выполняется у стены или в
парах, одним или двумя мячами.
9. То же, что и упр. 8. Передачи выполняются из-за плеча, из-за головы.
10. Передачи крюком (сбоку). Упражнение выполняется у стены или в парах, поочередно
левой и правой рукой.
11. Передачи мяча снизу после его отскока от пола. Упражнение выполняется в парах или
двумя мячами, поочередно левой и правой рукой.
12. Передачи в парах тремя или четырьмя мячами. Упражнение выполняется на месте или в
движении. Задано количество передач.
Великий тренер Джон Вуден когда-то говорил: "90% игрового времени, а то и больше, игрок
действует без мяча. Я советую игрокам в атаке получать мяч только в тех позициях, где
они будут опасны и смогут успешно атаковать. Пусть не десять раз получит мяч цетровой, а
только шесть, но в удобных, выгодных для атаки позициях".
Не упускайте случая освободить товарища по команде при любом соприкосновении с ним с
помощью заслона. Однако помните, что лишние, несогласованные с партнерами движения могут
внести хаос в тактику команды. На тренировках следует отрабатывать финты без мяча,
рывки, остановки, повороты, постановку заслонов лицом, спиной, в поле, под щитом, уходы
после заслонов в тех позициях, где вам приходится действовать во время атаки. Не менее
важно играть в обороне, опекая соперника без мяча, успеть вернуться в оборону, занять
правильную позицию для того, чтобы не дать подопечному получить мяч, от-блокировать его
от щита при борьбе за отскок, смениться при заслоне, подстраховаться и помочь партнерам,
стремиться предугадать развитие атаки соперника, думать постоянно. Партнеры должны
постоянно чувствовать своего центрового в обороне, слушать его подсказки, верить в него.